Время как странный трафарет – покрывает нашу память, оставляя отдельные окна-воспоминания. Некоторые из них четкие и ясные, другие хранят только смутные ощущения, неминуемо ускользая в деталях. В проекте «Письмо от мамы» я собираю их по крупицам, спонтанно, несвязно, отталкиваясь от предметов, от конкретных мест, сопряженных для меня с определенными моментами жизни.
Памяти Прониной Инны Ардалионовны, доктора искусствоведения, моей мамы (03.05.1938-15.06.1998)
В проекте использованы фотографии из семейного архива.
Закрыть
Мы всегда писали друг другу письма. Оставляли записки – даже уходя на полчаса – я там-то, буду тогда-то. А уж если издалека – послания были на нескольких страницах, с подробным описанием всех происходящих событий, просмотренных фильмов и прочитанных книг. Это письмо мама прислала мне в ЛТО – лагерь труда и отдыха в Краснодарском крае, куда старшеклассников летом отправляли собирать урожай
Дом, где мама провела последние десять лет своей жизни
Маленькая я любила вырезать из почтовых открыток. Я представляла, что ножницами освобождаю фигурки, и они оживают
Дорога на дачу. Автобус шел почти от нашего московского дома, поэтому мы ездили не на электричке, а на автобусе, но от остановки приходилось долго идти пешком, я ныла и висла на маминой руке. Особенно я не любила переходить железнодорожные пути - боялась проносящихся мимо поездов
Мамина брошь. На этой фотографии она напоминает мне глаз. Я всегда жалела, что не похожа на маму. У мамы были голубые глаза, у меня – зеленые, бабушкины
При росте 158 см до болезни мама была худенькая, стройная, со спины – совсем школьница. Смеялась, рассказывала: как-то шла мимо 20-й школы, что у нас под окном, а сзади мальчишки ей кричат: «Девочка, а девочка!». Она обернулась, они испуганно: «Ой, тетка!»
Свидетельство о рождении. Мама говорила, что бабушка с дедулей пытались найти недлинное имя под сложное отчество Ардалионовна. В итоге окрестили дочь «Инна», а позже в святцах обнаружили, что имя мужское. Короткое имя не помогло, всю жизнь как только маму ни называли: Инесса Арнольдовна, Инна Арчибальдовна, Ирина Артамоновна, самые неожиданные сочетания она даже записывала в блокнот на память
Одно из «наших» с мамой мест – мы часто встречались у «Букиниста» возле выхода из метро «Парк культуры». Заходили в магазинчик, смотрели старые книги. Потом направлялись в Мансуровский переулок, где была «мамина работа». По четвергам у мамы «явочный день», она «отмечалась», я ждала, а после мы шли на выставку, в музей или в кино. «Букиниста» больше нет, теперь в этом здании копировальный центр
Я почти не помню мамины похороны. Только как держала её руку, когда она лежала в гробу. На руке была небольшая царапина, и я все время думала, что теперь она уже никогда не заживет
На месте пустыря когда-то стояла пятиэтажка, где мама жила до моего рождения. Шесть лет назад моя семья переехала в дом в двух кварталах отсюда, я иногда гуляю в этом дворе со своим младшим сыном
Мне снится один и тот же сон. Я вдруг понимаю, что давно не звонила маме. Мне так страшно, мы же всегда созванивались по несколько раз в день… Судорожно набираю её домашний, не туда попадаю, звоню еще и еще, в трубке тишина, наверное, телефон сломан. Хватаю мобильный и не помню цифры, ищу в контактах, не нахожу, не могу понять, как же я могла забыть мамин номер… Мама умерла в июне 1998 года, у нее никогда не было сотового телефона
Однажды, еще ребенком, я спросила у мамы: «Когда люди встречаются на небе, как они узнают своих близких? Ведь человек, который уже умер, не может знать, как будет выглядеть тот, кто умрет намного позже него! Как же они найдут друг друга?». «На небе встречаются души, - сказала мама. – У души нет возраста»

Time covers our memory like a peculiar stencil, leaving only separate spots - things we can recall. Some of these spots are clear and vivid; others are just vague imminently fading
impressions. In this project “A letter from my mom” I collect those tiny shards of memories; I collect them without plan or agenda, intuitively, incoherently, relying on things and places that
connect me to given moments of my life.
In memory of Mrs.Inna Pronina, Doctor of Art History, my beloved mother (03.05.1938-15.06.1998)
In the project I used photos from our family archives.
Close
We used to write letters to each other. We left memos saying “gone to that place, will be back at that time” even when went away for half an hour. And if sent from far away, letters would take up several pages. They contained thorough descriptions of all events, films watched and books read. This letter Mom sent me when I was at a summer camp in Krasnodar region
The house where my mom spent her last 10 years
As a child I loved cutting out from postcards. I imagined that with my scissors I set the figures free and they come to life
On the way to our country cottage. The bus would take us almost to our house in Moscow, so we never took trains. It was a long walk from the bus-stop, and I would whine and hang on Mom’s arm. I especially disliked crossing the railways - I was scared of trains dashing by
Mom’s brooch. In this photo it reminds me of an eye. I’ve always believed that - sadly - I look nothing like Mom. She had blue eyes and mine are green - like my granny’s
Mom was petit - 1,58 cm tall and slim, from behind you could easily mistake her for a girl. She was laughing when she told a story: once she was passing by a school and some boys shouted to her, “Hey you, girl!”. She turned around. “Oops, lady!”, the boys were really taken aback
Birth certificate. Mom told me that grandparents tried to find a short name to go with a long and complex patronymic - Ardalionovna. So they named Mom “Inna”, but later found out that, according to the church service-book, “Inna” was a male name. But short first name didn’t help much - people would always mix everything up, so Mom was called: Inessa Arnoldovna, Inna Archibaldovna, Irina Artamonovna… Mom wrote down the most unusual variants in a special notebook
One of “our” places. We often met at “The Bouquiniste” - a second hand bookseller at Park Kultury metro station. We would go to the little shop and look through some old books. Then we set out for Mansurovskiy alley where Mom worked. Thursday was her “attendance day”, I waited for Mom to check in and then we went to an exhibition or a museum or to the cinema. “The Bouquiniste” doesn’t exist anymore; there is a copy-center in its place now
I can recall very little of my mom’s funeral. I remember holding her hand when she was lying in the coffin. There was a small scratch on her hand and I kept thinking that it would never heal
In place of this vacant lot there used to be a five-storey house where Mom had lived before I was born. Six years ago my family and I moved to a flat that is only two blocks away from that place. I sometimes walk there with my younger son
I keep having this dream, that I suddenly realize - I haven’t called Mom for a while. And I get so afraid because Mom and I used to call each other several times a day. Anxious, I call her home, but get a wrong number. I call again and again, there is only silence - the phone must be broken. I grab my cell-phone, search in the phonebook, but can’t find Mom’s number. I can’t wrap my mind around it - how could I forget her number?.. Mom died in 1998, she never had a cell-phone
As a child I once asked Mom, “When people meet in heaven, how do they recognise their loved ones? After all, a person in heaven cannot know how the one that died after her would change with age. How can they find each other?”.”These are souls that meet in heaven”, my mom said, “And souls never age”